Психологическая служба гимназии оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, их индивидуальности на всех этапах образования, развитию у обучающихся творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного развития.
В своей деятельности психологическая служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Уставом гимназии и Положением о психологической службе гимназии.
Целями работы педагога-психолога являются:
- содействие администрации и педагогическому коллективу гимназии в создании ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- оказание помощи учащимся гимназии в определении своих возможностей, исходя из способностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачами работы педагога-психолога являются:
- психологический анализ ситуации развития в гимназии, выявление основных проблем и определение причин их возникновения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации психологического климата в гимназии.
Педагог-психолог ведет работу по нескольким направлениям, каждое из которых дополняет друг друга, но имеет свои цели и задачи.
1) Психопрофилактическая работа
Задача данного направления определяется необходимостью формировать у педагогов, законных представителей обучающихся и гимназистов потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе или в интересах собственного развития, способствовать созданию условий для полноценного психического развития, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности.
С этой целью систематически с учащимися проводятся беседы, лекции, психологические часы на различные темы, интересующие и волнующие ребят. Педагог-психолог по запросу классных руководителей принимает участие в работе классных родительских собраний, гимназических родительских конференций. Педагог-психолог принимает участие в мероприятиях гимназии и совместно с коллективом педагогов решает проблемы и находит выходы из создавшихся ситуаций, просвещает педагогов в вопросах взаимоотношения и правильного общения с учащимися в ходе работы педагогических советов, консилиумов по преемственности, заседаниях Совета профилактики, заседаниях службы медиации и на совещаниях при директоре.
2) Консультативная работа
Задачей этого направления является консультирование обучающихся, их родителей и работниковгимназии по вопросам развития, обучения, воспитания, поведения в тех или иных ситуациях и выбора правильной позиции.
Большая часть работы по данному направлению проводится психологом на Советах Профилактики, заседаниях службы медиации и при индивидуальных встречах с педагогами, законными представителями и обучающимися. Педагогом психологом разрабатываются рекомендации, подбираются формы работы и методы взаимодействия с учетом проблемы, вырабатывается совместная линия поведения с целью недопущения в дальнейшем разбираемой ситуации.Темы обращений зачастую связаны с коммуникацией, есть вопросы общения со сверстниками и сверстницами, детско-родительские взаимоотношения,вопросы о чувствах и самочувствии, часто не понимая себя и окружающих, ребята допускают ошибки, ведь самое сокровенное и дорогое – доверишь не каждому, так как есть боязнь, что это станет достоянием других.Эта работа проводится в малых группах (по 2-3 человека), имеющих общие проблемы нарушения правил поведения, Устава гимназии, комплексов. Проводится такая работа для целой аудитории. На консультациях, плановых беседах побывала большая часть учащихся гимназии. С различными проблемами по вопросам обучения и воспитания обращаются классные руководители, а также сотрудники гимназии, непосредственно контактирующие с учащимися.
3) Коррекционная работа
Эта работа предполагает активное воздействие психолога с помощью педагогов и других работников гимназии на развитие обучающегося, устранение проблем и комплексов, возникающих в период становления личности и оказания необходимой помощи: снятие стрессовых и депрессионных состояний, напряжения и упрощение адаптационного периода. Это вербальная терапия и гештальттерапия. В случае необходимости выработки правильной позиции и линии поведения, работа проводится индивидуально. Приходится работать с комплексами неполноценности – заниженная или завышенная самооценка, низкий социальный интеллект, от которых зависит уровень притязаний, фобии.
Коррекционная работа в этом году была построена следующим образом – индивидуальные и групповые коррекционные занятия с обучающимися с ОВЗ и с детьми-инвалидами.
4) Диагностическая работа
Данная работа заключается в проведении диагностики учащихся с целью выявления их индивидуальных особенностей, определение причины нарушения в развитии.Это диагностика личностных качеств, социометрия, определение уровня интеллекта, коммуникативных и организаторских способностей. Результаты анкетирования и тестирования всегда важны для классных руководителей иребят, они с удовольствием сотрудничают с психологом и с интересом относятся к результатам диагностики.
5) Профориентационная работа
Данное направление крайне важно для становления личности каждого обучающегося гимназии. В профессиональном самоопределении заинтересованы гимназисты – их будущее зависит от правильности выбора; законные представители часто обращаются за помощью, так как самостоятельно помочь ребенку и сопоставить его возможности и желания не могут; педагоги анализируют профильное обучение в гимназии с выбираемыми обучающимися профилями, ССУЗами, ВУЗами и профессиями.